Иван Иванченков = lvfi (lvfi) wrote,
Иван Иванченков = lvfi
lvfi

Categories:

Слово жид. Обижаться или нет.

   Стоит ли обижаться на слово «жид»? Казалось бы, ответ ясен. Не просто обижаться, а одавать в суд. Новостные ленты пестрят подобными сообщениями. Цитирую: «Владислав Баркетов заявил на суде, что действительно говорил, что жиды и чурки захватили всю власть в России»; «Иванов выразил протест в связи с тем, что человек с именем Аркадий Семенович и фамилией Гормин наверняка жид, а следовательно, проведение экспертизы ему поручать нельзя»; «В статье “Леонид Вокуев: „Жид – он и в Африке жид“”, которая была опубликована в одной из местных газет, содержится оскорбление людей, принадлежащих к еврейской национальности».
   Ругательства, унижающие национальное достоинство, – бесспорное зло. Но бывают ли исключения? Бывают.
.
.

   С точки зрения лингвистов эмоциональная (а иногда и смысловая) нагрузка у каких бы то ни было слов появляется лишь в контексте высказывания. Можно обозвать человека сволочью так, что он расплывется в улыбке и целый день после этого будет пребывать в хорошем расположении духа. Можно поздороваться так, чтобы после этого приветствия кому-то жить расхотелось.
Когда-то слово «жид» не было окрашено в уничижительные тона и обозначало, если верить словарям, всего лишь «лицо еврейской национальности иудейского вероисповедания». Такие слова есть во всех или почти всех языка мира. Сравните: «жид», «иудей», «jude», «jew»… Очень похоже. Корень один.
   Доходит до смешного. Вот, скажем, заключение эксперта по делу о газете «Русское вече», издававшейся в Нижнем Новгороде (2003 год): «...В настоящее время слово “жид” служит обозначением еврея с негативной, презрительной окраской. Презрительное обозначение еврея, каким является слово “жид”, безусловно, является унизительным, то есть оскорбительным, обидным для национального достоинства, то есть для уважения, почтительного отношения к данной нации, национальности, народности. 2. Из имеющихся в лексикографических источниках значений слова “жид” в текстах газеты “Русское вече” применяется значение презрительного обозначения евреев. В текстах газеты “Русское вече” отрицается существование евреев (жидов) как национальности, они квалифицируются как преступный интернациональный сброд. Жидами, жидомасонами объявляются также их пособники нееврейского происхождения (Петр I, Папа Римский и другие)».
То-то удивился бы Петр Первый, доведись ему прочитать газету «Русское вече». И Папа Римский бы удивился. Назвать его «жидомасоном» – все равно что Святейшего Патриарха уличить в приверженности культу Кришны, а тибетского ламу заклеймить «шиитом» или «суннитом».
   Удивительно все-таки. Если русского назвать русским – все в порядке. Ничего страшного. А если еврея евреем, сразу хочется в морду дать… Парадокс, основанный на чувстве многовековой униженности и забитости…
Я, кажется, знаю, в чем причина такой болезненной реакции. Нельзя обвинить человека в приверженности большинству. Но можно в непохожести на него, в принадлежности к меньшинству. Назвать в России русского русским – значит не сказать ничего. Просто констатировать факт. Как и грузина в Тбилиси. А вот в Москве… Да еще во время российско-грузинского конфликта… Другое дело.
   Два исторических анекдота на эту тему. Тоже не поймешь, еврейские или антисемитские. Хрущев запретил своим подчиненным употребление слова «еврей». Почему? «Жиды, говорит, обижаются». А Сталин… Сталин говорил: «Есть евреи, жиды, раввины, выкресты, а есть Лазарь Моисеевич Каганович». То есть нечто особенное. Что-то совсем уже запредельное.
Писатель Михаил Бутов, вернувшись из поездки в Америку, рассказал удивительное. Оказывается, негры там, вопреки нашим стереотипам, не обижаются на неполиткорректное слово «негр». А вот словечки типа «blackie» или «coloured» их травмируют. И слово «афроамериканец» за пределами официальных кругов тоже не прижилось. Я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Травмирует не ругательство, а эвфемизм. Обижает, что у кого-то может возникнуть мысль, что я на это обижусь. То есть говорящий подразумевает во мне слабака. А это всегда обидно.
.
Ян Шенкман
.
 ©  Пост написан с подачи Яна Шенкмана.
   Ян Стивович Шенкман родился в 1975 году. Окончил факультет журналистики МГУ Автор несколькихстихотворных книг и всевозможных критических статей. Прилепин отметил его "честность до самовлюблённости". В Израиле не живёт, продолжает скрываться в Москве.

.
Tags: жиды
Subscribe

  • А что, собственно, празднуем?

    Что за день такой 23 февраля и что именно в едином порыве радостно праздновал советский народ, да и сейчас с гордостью отмечают некоторые "из…

  • Интервью с экс-главой КГБ СССР

    Оригинал: здесь. Перепостил: lvfi. *** Один из моих самых любимых порталов NoNaMe (nnm.ru) заблокировали в очередной раз. Теперь…

  • С Днём Победы!

    Всех поздравляю с нашим Великим Праздником! . .

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments